Имиджборд: различия между версиями

Материал из Noobtype — единственного источника Истины во Вселенной
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 18: Строка 18:


Сами доски состоят из [[тред]]ов (или нитей, {{lang-en|thread}}), которые по функциональному назначению аналогичны веткам/топикам на обычных форумах. Каждое отдельное сообщение (или пост, {{lang-en|post}}) имеет свой собственный номер.
Сами доски состоят из [[тред]]ов (или нитей, {{lang-en|thread}}), которые по функциональному назначению аналогичны веткам/топикам на обычных форумах. Каждое отдельное сообщение (или пост, {{lang-en|post}}) имеет свой собственный номер.

Обычно форма ввода сообщений на доске состоит из нескольких полей: «Имя», где пользователь может указать имя и трипкод; «E-mail», где можно указать адрес электронной почты (не является распространённой практикой и зачастую воспринимается как признак новичка) или же ввести специальную команду ([[sage]] или [[noko]]); «Тема»; «Сообщение» — основной текст послания; «Подтверждение»/«[[Капча]]»; «Пароль», автозаполняется из [[wikipedia:ru:cookies|cookies]], можно ввести свой — используется для возможности удаления своих сообщений. Наличие и последовательность полей может варьироваться на различных имиджбордах.


== Программное обеспечение ==
== Программное обеспечение ==

Версия от 20:08, 29 июня 2011

Имиджбо́рд (англ.: imageboard /ɪmɪʤbɔː(r)d/, яп. 画像掲示板, система Поливанова: газо:кэйдзибан, укр.: іміджборд; жарг. имиджборда, борда, чан — англ.: chan от channel, ИБ, картинкодоска; некорректно имейджборд, имаджборд, АИБ) — разновидность сетевых форумов, получивших своё название благодаря возможности легко прикреплять к сообщениям изображения. Имиджборды отличаются некоторыми особенностями (в частности, отсутствие обязательной регистрации), что привело к формированию вокруг них субкультуры, не похожей на сообщества других сетевых площадок для общения.

История

Отправной точкой для привычной нам культуры имиджбордов является открытие 30 мая 1999 года[1] сайта под названием «2channel» по адресу 2ch.net. Он явился крупной текстовой (то есть без возможности прикреплять изображения) доской с отсутствием какой-либо регистрации. Он испытал некоторое влияние традиций японских BBS, но с самого начала существования на 2ch.net стала формироваться самобытная культура, построенная на анонимности и высокой свободе нравов. Этот сайт поныне популярен и порой оказывает значительное влияние на реальную жизнь японского общества.

Следующей исторической вехой является создание сайта «Futaba Channel» (2chan.net) 30 августа 2001 года. Он был открыт выходцами с 2ch.net, однако имеет иной внешний вид. Именно там появился привычный облик «картинкодоски», заимствуемый всеми последующими имиджбордами. Культура Футабы, базируясь на наработках 2channel, начала развивать визуальную составляющую. Именно там, в частности, появился феномен моэ-антропоморфизма (ОС-тан и проч.).

2chan в свою очередь стал прообразом для первого англоязычного имиджборда — 4chan.org[2]. Сайт был открыт в октябре 2003 года по адресу 4chan.net выходцем с форума Something Awful Кристофером Пулом[3], известным под ником «moot». Форчан вобрал в себя влияние как культуры Футабы, так и окружающего англоязычного Интернета; а с ростом популярности и сам стал оказывать значительное влияние на сетевое общение во всём мире. Феномен 4chan’а активно освещается в американской прессе, moot регулярно даёт интервью различным информационным агентствам.

Открытие Форчана привело к распространению концепции имиджбордов на Западе. Начали появляться альтернативные проекты на английском языке, среди которых наиболее известны iiChan.net и 7chan. Можно сказать, что для Японии и США имиджборды ныне являются вполне обыденным явлением, будучи одной из типичных площадок для сетевого общения наряду с обычными форумами, блогами и чатами.

С 2005 года феномен имиджбордов начал распространяться в Рунете, а оттуда шагнул и в прочие постсоветские сетевые пространства. Первым документально подтверждённым русскоязычным имиджбордом являлся i-bbs.org, но истинное начало русскоязычным чанам положил Два.ч. Этот сайт открылся в феврале 2006 года и вплоть до своего закрытия 17 января 2009 был крупнейшим русскоязычным чаном.

Со второй половины 2000-х годов помимо имиджбордов стали появляться некоторые веб-сервисы и проекты, тематически связанные с культурой чанов.

Устройство

Крупные имиджборды обычно делятся на тематические разделы, именуемые досками (англ.: board); хотя иногда сайт может состоять лишь из одной доски. По сложившейся традиции доски обычно имеют короткие адреса из двух-четырёх букв. Эти адреса также используются в качестве сокращения названия радела (/b/, /a/, /unyl/ и т. д.)

Сами доски состоят из тредов (или нитей, англ.: thread), которые по функциональному назначению аналогичны веткам/топикам на обычных форумах. Каждое отдельное сообщение (или пост, англ.: post) имеет свой собственный номер.

Обычно форма ввода сообщений на доске состоит из нескольких полей: «Имя», где пользователь может указать имя и трипкод; «E-mail», где можно указать адрес электронной почты (не является распространённой практикой и зачастую воспринимается как признак новичка) или же ввести специальную команду (sage или noko); «Тема»; «Сообщение» — основной текст послания; «Подтверждение»/«Капча»; «Пароль», автозаполняется из cookies, можно ввести свой — используется для возможности удаления своих сообщений. Наличие и последовательность полей может варьироваться на различных имиджбордах.

Программное обеспечение

Одним из первых общедоступных движков для имиджбордов явилась Футаба, используемая на Futaba Channel. Этот движок состоит из одного PHP-файла. Функционал его также предельно минимален: поддерживаются трипкоды, ID, sage и т.п[4]. Её форком явилась Futallaby, изначально бывшая просто английской локализацией Футабы, однако позднее направленная на добавление некоторых функций. Авторы свернули разработку этого движка в пользу Вакабы[5].

Логотип Вакабы

Wakaba[6] явилась более продвинутым движком, поддерживающим капчу, переключение стилей оформления и некоторые иные дополнительные функции. Она широко распространилась, в частности именно на её базе были созданы iiChan.net, Два.ч, IIchan.ru и некоторые другие имиджборды. Тем не менее, Вакаба обладает рядом недостатков, связанных как с несовершенством «внутреннего устройства»: без доработки поддержка лишь одной доски в пределах движка, возможность создать лишь одну учётную запись модератора; так и пользовательского интерфейса: в этом отношении Вакаба недалеко ушла от Футабы, хотя со временем стали очень востребованными возможности скрытия и разворачивания нитей и другие вещи.

Недостатки Вакабы отчасти преодолела Кусаба — движок, созданный одним из администраторов 7чана. Kusaba поддерживает множественные доски, регуляцию административных прав для модераторов (причём регистрация записей не ограничена количественно), раскрытие и скрытие нитей, режим каталога (список всех нитей на доске) и прочее. На момент создания это был самый продвинутый движок для имиджбордов (хотя к качеству самого кода неоднократно высказывались претензии). В 2008 году на версии 1.0.4 разработка Кусабы прекратилась. Вскоре появились различные форки, среди которых изначально выделились Kusaba 2, Serissa (послужившая основой для движка 410чана) и Kusaba X[7]. Лишь последний оказался достаточно живуч и развивается поныне.

В Рунете существуют свои проекты по разработке движков. Среди наиболее известных можно назвать Орфереус[8], Котобу[9] и Ханабиру. Первые два, хоть и являются свободным программным обеспечением, не получили широкого распространения, а последний и вовсе так и не был опубликован и ныне используется только на Доброчане.

Дабы расширить доступные на том или ином имиджборде функции, энтузиастами создаются специальные пользовательские скрипты и расширения для браузеров.

Культура

Англоязычный и русскоязычный анонимусы

Имиджборды формируют своего рода субкультуру, построенную вокруг анонимности, неформального общения, мемов и продуктов японской массовой культуры. Надо заметить, что лишь первый из пунктов является наиболее универсальным для имиджбордов, в то время как всё остальное может варьироваться в соответствие с предпочтениями локального сообщества того или иного чана, из-за чего описание культуры имиджбордов с позиции какого-либо одного из них будет неполным.

Для культуры имиджбордов на европейских языках прототипом является 4chan, в то время как восточноазиатские имиджборды находятся под влиянием Футабы и 2ch.net.

Хорошим тоном для новичков считается нахождение в режиме исключительно чтения тредов вплоть до изучения традиций и особенностей того или иного имиджборда. Нарушение этого принципа зачастую приводит к конфликтам.

Чаносфера

Основная статья: Чаносфера

Чаносфера — условное наименование всей совокупности имиджбордов и имеющих к ним отношение ресурсов и проектов. Ныне подразделяется на кластеры по языковому принципу (для языков, распространённых только в одной стране, он тождественен региональному), хотя и существуют попытки создать международное сообщество, наиболее известной из которых является /int/ Краутчана.

Крупнейшими сообществами являются японское (крупнейшая текстовая доска — 2channel, имиджборд — Futaba Channel), английское (4chan, 7chan, iiChan.net и др.) и русское (2ch.so, Нульчан, IIchan.ru, Доброчан), хотя ими языковое разнообразие чаносферы далеко не исчерпывается.

Спектр сопутствующих проектов довольно широк: наиболее распространёнными типами являются вики-энциклопедии, оверчаны, радиостанции и различные проекты по разработке видеоигр. Некоторые из них стремятся объять всю чаносферу на своём языке, а иные сопутствуют лишь одному имиджборду, пользователями которого и организованы.

Примечания

См. также

Wiki.png

Русская Википедия содержит статью на эту тему. Cм. Имиджборд

Lmlogo.png

Луркоморье содержит статью на эту тему. Cм. Имиджборд

Wiki.png

Викиреальность содержит статью на эту тему. Cм. Имиджборд

Имиджборды
Японские: 2channelFutaba Channel
Англоязычные: 4chaniiChan.net/WAKAchan † • 7chanDesuchan
Русскоязычные: i-bbs.org † • Два.ч † • ЫчанØchan † • Nowere.netРучан † • Доброчан † • 410chanНольдва.ч † • 2ch.hk
Прочие: Krautchan † • УчанNichan